Важные нововведения «языкового» закона в 2021 году #3 | Raiffeisen Bank Aval Важные нововведения «языкового» закона в 2021 году #4 | Raiffeisen Bank Aval
Оставайтесь дома. Все онлайн в Raiffeisen Online.
Загрузить Загрузить
Войти Переводы и Платежи
Важные нововведения «языкового» закона в 2021 году #13 | Raiffeisen Bank Aval Важные нововведения «языкового» закона в 2021 году #14 | Raiffeisen Bank Aval Важные нововведения «языкового» закона в 2021 году #15 | Raiffeisen Bank Aval Важные нововведения «языкового» закона в 2021 году #16 | Raiffeisen Bank Aval Важные нововведения «языкового» закона в 2021 году #17 | Raiffeisen Bank Aval Важные нововведения «языкового» закона в 2021 году #18 | Raiffeisen Bank Aval
Rus
20 Января 2021

Важные нововведения «языкового» закона в 2021 году

С 16 января 2021 года обязательным является использование украинского языка в сфере обслуживания потребителей. Более подробно об этом рассказывает юрист юридической фирмы «Антика» Вадим Карнаух.


Закон Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» (далее - Закон) в целом вступил в силу еще 16 июля 2019 года. В то же время для значительной части важных законодательных требований предполагается постепенное введение в действие. Не стали исключением и значимые для бизнеса требования Закона относительно использования государственного языка в сфере обслуживания, которые недавно вступили в силу.


О нововведениях

С 16 января обязательным является использование украинского языка в сфере обслуживания потребителей. Это правило распространяется на всех без исключения субъектов хозяйствования, задействованных в данной сфере. Речь идет о любых юридических лицах и физических лицах-предпринимателях, производящих и (или) реализующих продукцию, выполняющих работы или оказывающих услуги физическим лицам для личных нужд. Магазины, торгово-развлекательные центры, банки, аптеки, рестораны, гостиницы, АЗС, фитнес-клубы, парикмахерские - это лишь небольшое количество примеров для понимания масштаба распространения нового требования. Такой перечень не является исчерпывающим и, вполне очевидно, может быть в значительной степени расширен.

Отныне бизнес должен осуществлять обслуживание и предоставлять информацию об изделиях, товарах и услугах, в том числе через интернет-магазины и интернет-каталоги, на украинском языке. Исключение из этого правила предусматривается только для ситуаций, когда клиент выражает просьбу об обслуживании на другом языке, использование которого является приемлемым и для субъекта хозяйствования. Законом допускается дублирование на другом языке информации о продукции на государственном языке.

Важным в связи с обязанностью бизнеса информирования потребителей на государственном языке является ссылка в Законе на другой нормативно-правовой акт - Закон Украины «О защите прав потребителей». Для выяснения объема информации, которая должна предоставляться потребителям на украинском языке, следует руководствоваться именно положениями названного закона. Заметим, что объем такой информации является достаточно значительным и включает в себя не только название товара, дату изготовления и данные об основных свойствах продукции, но и, например, наименование и местонахождение изготовителя (исполнителя, продавца) и предприятия, осуществляющего его функции по принятию претензий от потребителя, а также производящего ремонт и техническое обслуживание.


О нарушениях и наказаниях

В случае нарушения вышеуказанных требований бизнес может столкнуться с негативными последствиями в виде не только репутационных потерь, но и имущественной ответственности. В Законе достаточно подробно раскрывается механизм воздействия на нарушителей.

Прежде всего следует обратить внимание, что каждый человек имеет право обратиться к Уполномоченному по защите государственного языка (далее - Уполномоченный) с жалобой о нарушении требований Закона и относительно устранения препятствий и ограничений в пользовании государственным языком. Предполагается, что лицо в течение шести месяцев со дня выявления нарушения может подать Уполномоченному жалобу в установленной форме на решения, действия или бездействие субъектов хозяйствования, их должностных лиц и работников, в частности, если соответствующее должностное лицо или сотрудник юридического лица отказались применить государственный язык в общении с заявителем, а также в случае отказа предоставить ему информацию о товарах, работе или услугах на государственным языке. Уполномоченный рассматривает жалобу и в случае выявления нарушений Закона применяет меры контроля за применением государственного языка.

Для нарушений Закона относительно применения государственного языка в сфере обслуживания потребителей устанавливается особый порядок наложения штрафов на субъекты хозяйствования. В таких случаях Уполномоченным или его представителем составляется акт о результатах осуществления контроля за применением государственного языка, а также объявляется предупреждение соответствующему субъекту хозяйствования с требованием устранить нарушение в течение 30 дней с даты составления акта.

За повторное в течение года нарушение требований Закона Уполномоченный налагает на субъектов хозяйствования, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Украины, штраф в размере от 5100 до 6800 грн путем вынесения постановления.

До вступления в силу новой редакции Кодекса Украины об административных правонарушениях 16 июля 2022 года, которым устанавливается отдельный штраф за повторное невыполнение законных требований Уполномоченного, нельзя полностью исключать, что само только неустранение нарушения Закона в сфере обслуживания в течение 30 дней после составления акта и объявления требования-предупреждения может быть расценено как повторное нарушение Закона, совершенное в течение года, и может привести к наложению штрафа на работодателя.

Следует подчеркнуть, что Закон предоставляет право Уполномоченному осуществлять государственный контроль за применением государственного языка по собственной инициативе. Это означает, что вышеупомянутый механизм подачи жалобы заинтересованным лицом не является единственным возможным путем для привлечения внимания Уполномоченного к нарушениям.

Итак, бизнесу следует позаботиться о выполнении требований Закона. К примеру, провести информационно-разъяснительную работу среди работников, непосредственно обслуживающих клиентов, о необходимости использования украинского языка в общении с последними, а также обеспечить наличие информации о товарах, работах или услугах государственным языком на ценниках, в меню, прейскурантах, каталогах, билетах и тому подобное. Не стоит также пренебрегать предупреждением Уполномоченного. В случае его получения желательно устранять допущенные нарушения в течение установленного срока.


Коротко о главном

Также стоит упомянуть и о некоторых требованиях Закона, которые вступят в силу 16 июля 2021 года и касаются отдельных сфер бизнеса. С указанной даты обязательным по общему правилу будет использование украинского языка во время проведения культурных, развлекательных и зрелищных мероприятий и их сопровождения. Государственным языком должны изготавливаться любые информационные материалы о таких мерах и входные билеты. До перехода на государственный язык следует подготовиться также музеям, кинозрелищным заведениям при распространении и демонстрации фильмов в Украине, организаторам художественных выставок, книгоиздателям и распространителям книг. С 16 июля издатели, внесенные в Государственный реестр издателей, изготовителей и распространителей издательской продукции, обязаны издавать на государственном языке не менее 50 процентов всех изданных ими в течение соответствующего календарного года названий книжных изданий. Также не менее 50 процентов должна составлять доля книжных изданий на государственном языке в общем количестве названий книжных изданий, имеющихся в продаже в каждом книжном магазине или другом заведении, осуществляющем распространение книг.